Методика Марии Монтессори Мария Монтессори (1870-1952г.г.) итальянский педагог, разработала методику воспитания дошкольника, не утратившую своего значения и в наше время. Идея педагогики и философии Марии Монтессори базируется на философских идеях Жан Жака Руссо, Йохана Хенрика Песталоцци, Фридриха Фребеля, которые всегда подчеркивали, что потенциал ребенка может полностью раскрываться в условиях свободы для ребенка и любви к нему.
Но философия Монтессори отличается от взглядов предшественников тем, что она рассматривала детство не просто как ступеньку на пути роста ребенка. Для того, чтобы понять каким путем ребенок реализовывается и утверждается, Монтессори настаивала – каждый ребенок еще до рождения имеет внутренний зародыш, так называемый «духовный эмбрион» и верила, что только в процессе развития этот эмбрион может реализовываться и раскрываться.
Для того, чтобы процесс случился, необходимы условия:
1. Ребенок и его развитие зависит и находится в постоянном контакте с окружающей средой.
2. Ребенку нужна свобода. Если одно из этих условий отсутствует, то детский потенциал не раскрывается полностью и рост его, как индивидуальности, может остановиться. Монтессори рассматривала физическое и умственное развитие ребенка только во взаимодействии и доказала опытом своей работы, успешное развитие психических возможностей невозможно без физической активности.
“Одной из наибольших ошибок наших дней есть то, что движение является чем-то, что стоит в стороне высших функций организма. Ментальное развитие тесно связано с движением и зависит от него. Движение - это часть жизни индивидуальности и ничто не может остановить в жизни”. Она обозначала, что каждый ребенок имеет периоды, когда ребенок отдает предпочтение какому-нибудь одному виду деятельности. И период заканчивается приобретением навыка. Когда ребенка задерживают от вида выбранной деятельности во взаимодействии в окружающим миром, то природный путь получения тех или иных природных знаний, или того или иного навыка, утрачивается навсегда. Мечта взрослых, отследить когда появляется это для определенного вида деятельности и помочь ребенку. Окружающая среда должна удовлетворять потребностям ребенка. Основным методом педагогики - есть метод наблюдения. Наблюдая за детьми, она пришла к решению, что периоды в жизни ребенка тесно связаны с пониманием порядка в окружающей среде. Поэтому она обозначила порядок как первый период. Он появляется у ребенка с первых месяцев жизни в течении двух лет. Ребенок, в первые два года, приводит в порядок впечатления от хаотичного окружающего мира. Но необходимо всегда помнить, что порядок в понимании ребенка очень отличается от нашего, взрослого.
Для взрослого порядок - это радость от того, что каждая вещь имеет определенное место и находится именно там. Для ребенка порядок и радость от него - это желание видеть вещи в окружающей среде на обычных местах. А в действиях может быть последовательность. Монтессори в своих лекциях всегда вспоминала случай, когда малыш долго плакал и не мог утихомириться только потому, что мама собираясь на прогулку, не одела пальто как всегда, а просто перекинула его через плечо.
Ребенок обозначает необходимость в порядке тремя способами:
1. Демонстрирует радость от того, что видит вещи на обычных местах.
2. Ощущает себя несчастным, плачет, когда это не так.
3. Настаивает на том, что вещи были положены на обычные места, действия выполнялись как обычно.
Другой период появляется с желанием выучить окружающий мир при помощи языка и рук (на сенсорном уровне). Таким образом ребенку легче природным путем выучить предметы окружающей среды. Монтессори пришла к выводу, что язык, который ребенок использует для разговора, руки, какими он работает, тесным образом связан с развитием интеллекта. Именно речь и руки играют важную роль в развитии интеллекта.
Период для развития речи должен иметь некоторые условия. Описанный Итаром случай с “диким мальчиком” из Айверона (оставленным в лесах Франции и найденным почти подростком) доказывает это. Итару удалось сделать все необходимое, чтоб реализовать его как человека. Но речь осталась так и недоразвитой, потому, что окружающая среда не отвечала требованиям ребенка, и мальчик адаптировался к нему своим путем (Тарзан).
Период хождения - Монтессори считала, что это есть другим рождением человека, из беспомощного новорожденного он становится активным и независимым в своих движениях. Монтессори исследовала, что дети одного года, или чуть старше, могли идти без устали несколько километров.
Следующий период включает особый интерес к мелким вещам и предметам. Пятый период проявляется у ребенка интерес к социальным аспектам жизни. Монтессори обозначала, что выявление и изучение ей периодов в жизни ребенка имеет очень большую ценность и значение.
Детский разум еще не сформирован , поэтому информацию он получает другим путем в отличии от взрослого. М. Монтессори сравнивала детский разум с губкой, которая впитывает в себя абсолютно все из окружающей среды. Впечатление от окружающего мира, информация, которую ребенок получает еще подсознательно и формируют разум ребенка. Потом, со временем, ребенок научится размышлять и аргументировать. Этот процесс длится до 3 лет. В три года ребенок готов к интеллектуальному развитию.
Итак, философия М. Монтессори утверждает, что в каждом ребенке есть свой “духовный эмбрион” или основа, для его психического развития еще до рождения, но взаимодействие с окружающей средой и свобода необходимы ребенку, чтобы согласно с заложенными природой особенностями развивалась индивидуальность ребенка. Поскольку этот процесс самореализация для каждого ребенка, то особенное значение имеют периоды и разум, которые помогают ребенку в этом процессе.
УЧИТСЯ…КОГДА НЕ ПОЗДНО? На чем базируется метод М. Монтессори, пригодный для детей любой национальности и разного социального статуса? В детском садике Монтессори-учитель создает педагогическую обстановку, где все будет именно так, как необходимо ребенку этого возраста. Все-все: еда, мебель, обучающий материал и работа ребенка с ним, социальные отношения, одежда, режим дня. Весь распорядок дня строится так, как необходимо для полного развития внутреннего потенциала индивидуальности. Учитель опирается на: -знание сензитивных периодов - подготовленную обстановку - умение наблюдать за ребенком.
Рассмотрим их. Сензитивные периоды Психическое развитие обозначается сензитивными периодами, каждый из них это:
- наибольшая чуткость восприятия и настроения психики;
- сила и значимый интерес, которые вызывают то или иное явление, или тот или иной предмет вокруг;
- концентрация внимания на специфических объектах обстановки;
- увлечение чем-нибудь и умение запоминать;
- переход от неосознанной роботы к осознанному творчеству;
- интенсивная и длительная деятельность, которая не утомляет и не надоедает, а наоборот есть постоянным источником жизненной энергии и интереса;
- временное состояние, которое возникает после реализации задания этого периода;
- период, который никогда не повторяется. Сензитивные периоды наблюдаются от рождения до шести лет.
Подготовленная обстановка В Монтессори-классе жизнь ребенка наполнена открытиями. Здесь много материалов, которые постоянно стимулируют обучение соответственно с сенсорными периодами и явлениями.
Есть несколько основных принципов организации подготовленной обстановки:
- свобода выбора. Дети сами выбирают чем будут заниматься. Эта деятельность и есть для них тем процессом познания, который основывается на их внутреннем импульсе. Но свобода не означает вседозволенность, она имеет свои рамки. Учитель знает, маленькому ребенку свобода необходима для формирования самодисциплины, т.е. взрослые не должны делать за ребенка то, что он может сделать сам.
- структура и порядок – второй принцип подготовленной обстановки. Все имеет свое начало и логичный конец. Материал со всем его содержимым сохраняется в хорошем состоянии и единственном экземпляре. Все, что находится в классной комнате имеет привлекательный вид. Все предметы реальные, как в жизни например, дети используют настоящую посуду. Контакт ребенка с действительностью и природой
– основные принципы подготовленной обстановки. М. Монтессори учила, что прямой контакт с природой развивает понимание порядка, гармонии и красоты вокруг. Итак, Монтессори-класс – место где ребенок живет природной жизнью.
Наблюдение Сензитивные периоды в развитии ребенка свидетельствуют о внутреннем мире. Ребенок не демонстрирует и не раскрывает их прямо. Монтессори-учитель наблюдает и обозначает, когда и что указывает на то, что ребенок находится в том или ином сенситивном периоде. Подготовленное пространство тоже организуется на основании наблюдения наставника. Учитель постоянно меняет обстановку в классе так, чтобы она соответствовала потребностям ребенка. Наблюдение помогает установить интимный контакт, в котором оба могут лучше узнать и понять друг друга. Развитие сенсорных способностей Сенсорное развитие ребенка - это развитие его способностей и формирования впечатлений про внешние качества предметов:
- форму
- положение в пространстве
- цвет
- запах
- величину
- вкус
Сенсорные способности – это функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и приятие человеком окружающего мира и себя самого. Сенсорные эталоны - общепринятые нормы внешних возможностей предметов. Как сенсорные эталоны цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по насыщенности, как эталоны формы – геометрические фигуры, величины и т.д. Ощущения – это отображение отдельных особенностей предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Приятие и воображение Среди других способностей, которые обеспечивают успех деятельности музыканта, художника, архитектора, писателя сенсорные способности имеют определенное место. Они дают возможность с особой глубиной, четкостью и точностью улавливать и передавать тончайшие особенности формы, цвета, звучания и других внешних особенностей предметов и явлений. Уже в дошкольном возрасте дети встречаются с разнообразием предметов, а именно игрушек и предметов домашнего обихода. Процесс развития способностей выполняется целенаправленно.