Официальный сайт МАДОУ №4 "МОНТЕССОРИ плюс" г. Томска
Данная статья продолжает тему возможностей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в Монтессори-классе.
После интенсивной работы с материаломи на безречевом этапе мы переходим к развитию речи, которое происходит на устных уроках в Монтессори - « техступенчатый» урок или урок «Название». Устный урок или урок «Название» - это специфический метод, используемый при обучении по Монтессори-материалам, который состоит из трех ступеней.
1-я ступень: педагог устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указывает на предмет и ясно, четко произносит его название. При этом ребенку дается возможность осмотреть, ощупать, ощутить предмет. Так, предмет и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретным предметом.
2-я ступень: педагог произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его педагогу, положить его на стол или отнести обратно на место.
3-я ступень: педагог указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Кратко эти ступени можно обозначить таким образом:
1. Это -…
2. Дай мне…
3. Что это?
Все это проводится легко, красиво и непринужденно, как игра.
Формы работы
«Основные логопедические задачи, решаемые на занятиях по развитию речи с использованием материалов Монтессори (сенсорный и материал практической жизни):
- развитие слухового восприятия;
- автоматизация звуков;
- уточнение и пополнение пассивного и активного словаря детей;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- ориентировка во времени и пространстве;
- формирование умения обобщать и делать выводы.
Эти задачи решаются:
1. В групповой работе (проведение « кругов»).
2. Индивидуальной работе.
Групповая работа состоит из вводной части, свободной работы, заключительной части (рефлексии). В водной части можно реализовывать такие задачи как: развитие связной речи, закрепление частей суток, дней недели, времен года, формирование умения производить умозаключения, установление причинно-следственных связей.
Например, групповое занятие можно начать с рассказа о событиях, которые произошли на выходных, после праздников, каникул. Так как ребенок рассказывает о том, что происходило с ним (другие-то не знают!), то рассказчик получает естественную обратную связь: плохо сказал – тебя не поняли, переспрашивают, уточняют. Таким образом, происходит контроль ошибок. Можно использовать такой метод, как «речь-описание». Ребенок описывает предмет, пейзаж и т.д., исходя из собственных мотивов и собственного опыта, а не из ориентации на оценку взрослого. Еще более сложным видом речи является «речь-рассуждение», когда ребенок предполагает или пытается выстроить и объяснить причинно-следственные связи.
Устный урок или «урок название» проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
В заключительной части занятия подводятся итоги проделанной работы. Педагог спрашивает у каждого из детей: с каким материалом работал, последовательность работы, что понравилось, что получилось, а что вызывало затруднение. Этот этап занятия важен для формирования планирующей функции речи, закрепления основных понятий и развития связной речи». Также для развития мышления и речи, важно научить детей:
¾ Обобщению - способу группировки предметов по определенным признакам (формирование обобщающих понятий в различных карточках зоны природы и культуры, зоне русского языка);
¾ Сравнению - сопоставлению предметов (например, игры с карточками - сначала «Чем непохожи?», а потом «Чем похожи?»);
¾ Умению располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака (все сериационные ряды области сенсорики и математики);
¾ Умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме (сортировки зоны практической жизни и сенсорного развития, графические игры).
Ниже также будет представлена таблица соотнесения неречевых психических свойств и Монтессори-материалов, используемых для их развития и утончения. Хочется отметить, что все зоны Монтессори-класса устроены по принципу наглядности, осязаемости, доступности, экологичности и мобильности. Но именно зоны «Сенсорного развития» и «Практической жизни» максимально задействуются в работе по развитию неречевых психических свойств в большей степени.
Таблица соотнесения неречевых психических свойств
и Монтессори-материалов для их развития
№ |
Неречевые психические свойства |
Название Монтессори-материала |
Комментарии по применению |
1 |
Ощущения. Виды ощущений: ¾ зрительные ¾ слуховые ¾ кожные (тактильные) ¾ обонятельные ¾ вкусовые ¾ ощущение равновесия ¾ двигательные ощущения. |
Все материалы зоны сенсорики Розовая башня, Коричневая лестница, цветовые коробки, Блоки с цилиндрами, цветные цилиндры. Красные штанги Шумовые цилиндры, колокольчики; Тактильные таблички, шершавые цифры, буквы, Сортировка тканей, Стереогностический мешочек», Геометрические тела; Цилиндры с запахом Вкусовые баночки Барические таблички (вес), карточки с упражнениями, Балансир настольный (8-ка)/ напольный, ходьба по линии. |
Педагогам при знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать и тут же дать назвать признаки словом. Тактильное восприятие Учим ребенка по контуру и фактуре опознать знакомые предметы. «Чудесный мешочек» с двумя наборами предметов: а) предметы одинаковой фактуры, но разной конфигурации, б) предметы, похожие по контуру, но разной фактуры. - Игра «Ищем все гладкие, шершавые, пушистые, колючие предметы») . Эти игры способствуют не только развитию тактильных ощущений, но и обогащению словаря признаков предметов. |
2 |
Пространственная ориентировка |
Зонирование группы, использование указаний места при трехступенчатом уроке – верхний правый угол коврика, нижний левый, середина и т.д. , указания «Пойди прямо. Поверни направо..» |
Необходимо познакомить ребенка со схемой собственного тела; четко определять правую и левую стороны тела направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, схемы тела, стоящего напротив, последовательность предметного ряда, последовательность числового ряда, графическое обозначение направлений. |
3 |
Тонкая моторика пальцев рук |
Все упражнения зоны практической жизни, особенно сортировка руками, сортировка щипцами, пересыпание, переливание, мытье рук, мытье стола, посуды, фруктов, игрушек. Закручивание гаек, шурупов. Нанизывание бус, составление орнаментов. |
Тонкая моторика пальцев рук активно развивается в ходе предметной практической деятельности, а также продуктивного художественного творчества. |
4 |
Ориентировка во времени |
Знакомство со временем материал «Часы», различные ленты времени, работа с календарем, календарь – времена года, рассказывание больших историй о возникновении жизни на Земле и т.д. |
В содержание коррекционной работы с детьми-логопатами необходимо включать формирование и уточнение временных представлений: - уточнение представлений об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; - наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; - расширение и активизацию лексического запаса |
5 |
Слуховое восприятие |
Шумовые цилиндры, колокольчики Маккерони; музыкальные инструменты – ксилофон, бубен, шумовые коробочки. |
Задачи развития слуха:- развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их. Возможно также использование групповых игр на круге («Кто позвал? », « Мишка, проснись»...). - научить определять направление звука (групповая игра «Жмурки с колокольчиком»...). |
6 |
Память
|
Все материалы зоны сенсорного развития в играх «Угадай, что под платком» и т.п. трехступенчатый урок. Игра «Приказания» |
Развивая слуховую память, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий. (Игры: «Повтори, не ошибись», «Не оборви цепочку слов», «Поручения», «Последовательные поручения». Пример: Сначала Оля вырежет кружок, затем Саша нарисует шар, а потом Лена соберет карандаши, предложить детям не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делали. Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения. Пример: Росли яблоки. В саду росли яблоки. В саду росли спелые яблоки. За забором, в саду росли спелые яблоки. |
На основании данной таблицы, а также педагогических наблюдений педагогу возможно ориентироваться в построении примерного плана презентаций Монтессори-материалов с учетом речевых дефицитов конкретного ребенка, а родители получат возможность более наглядно понять, как строится работа с их детьми в группе.
Материалы зоны сенсорного развития.
Зона упражнений практической жизни.
©Сотникова Т.А., Салтыкова В.П., воспитатели 8 группы
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления. В связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Речь и режимные моменты
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Сегодня я предлагаю вам поговорить о работе по развитию речи не на организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е. в ходе режимных моментов.
Речь и игра
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Хороши в работе игры с пальчиками, массаж, самомассаж, кинезиологические упражнения, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок, поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Так в утренний приём рекомендуем использовать игру «Гномики» (самомассаж) или «Пальчики здороваются», когда кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинчика.
Игра «Пальчик-мальчик»: взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, обращаясь к нему: «Пальчик-мальчик где ты был?».
Прикасаясь кончиком большого пальца поочерёдно к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного, отвечает:
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем - песни пел. ….
При выполнении каждой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При умывании, используем игру-самомассаж «Водичка, водичка, умой мое личико!»
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Речь и беседы
Утро - самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе (в связи с чем и появляется ледяной наст).
Обязательно обращаем внимание во время утреннего приёма на настроение детей. Если замечаете, что кто-то из детей пришёл в детский сад нахмуренным, ни с кем не поздоровался, то предлагаем быть помощником в игре «Какой, какая, какое?». Помощник достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Сервируем стол – тренируем речь
Благоприятный период для индивидуальной работы по развитию речи - сервировка стола. Можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно?
Ситуация «Дежурство по столовой»:
Педагог обращается к детям: «Дети, сегодня у нас дежурные Маша и Миша. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу!»
- Лиза, какую посуду ты расставляешь?
- Тарелки!
- Куда ты ставишь тарелки?
- На стол.
- Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?
- Глубокие.
- Какой формы твои тарелки?
- Круглые.
- Какого цвета тарелки?
- Белые с рисунком!….и т.д.
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. С целью развития речевой активности и любознательности перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное - несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.
Воспитанникам очень нравится игра-беседа «Варим суп из овощей». Её цель - развитие монологической речи, мелкой и общей моторики. Для игры нам понадобятся кастрюлька и муляжи овощей. Дети садятся кружком и передают друг другу кастрюлю с овощами до тех пор, пока педагог не скажет:
Стоп, кастрюлька, остановись!
Крышка, живо отворись!
А в кастрюле овощи,
Кто из них нам сварит щи?
Тот ребёнок, в чьих руках кастрюлька «остановилась», рассказывает, из каких овощей можно сварить щи (борщ, рассольник).
Гуляем и речь развиваем
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.
Так, во время одевания или раздевания детей, разговариваем с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т.д. В своей работе можно использовать и такие игры: «Жили-были дети в д/с. Они очень любили гулять на улице. А для этого они должны знать названия одежды и последовательность её одевания. Какой цвет ассоциируется у вас с осенью? Перечислите, пожалуйста, одежду таких цветов; когда дети обувают обувь, говорим с ними об обуви. У кого ботинки со шнурками, на что они похожи? Дети надевают куртки, пуховики: из чего они сшиты? какие они?
Дидактические и сюжетно-ролевые игры во время прогулок и экскурсий позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении. Так, например, на прогулке предлагаем детям игру «Пароход», «Строительство крепости».
В игре «Пароход» распределяем роли - капитан, штурман, моряки, пассажиры и др.
На прогулке проводят наблюдения за живой и неживой природой. После нескольких наблюдений, предлагаем детям составить или придумать сказку, рассказ про объект наблюдения. Так, например, наблюдаем за первым снегом на дневной и вечерней прогулке, рисуем зимние пейзажи, читаем стихи и рассказы про снегопад, лепим снеговика.
Приёмы развития речи во второй половине дня
После сна можно использовать игры-эксперименты.
«Дикие и домашние животные»: детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей. У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились, и т. д.
Всеми любимая игра «Чудесный мешочек»: с закрытыми глазами дети нащупывают предмет, затем вынимают его из мешочка и составляют рассказ (из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит?).
Так же детям нравятся игры «Добавлялки»:
Ра-Ра – Ра - начинается … (игра)
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)
Ри-ри-ри - на ветках… (снегири)
Ло-ло-ло – на улице… (тепло)
«Поймай слог»: воспитатель «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово. Например, па - папа, ма — мама, ку - кукла, ар – арбуз. Такие игры способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.
Вечерняя коррекционная работа
Благодатными для развития речи являются все режимные моменты, но особое место среди них занимает время вечерней коррекционной работы по заданию логопеда, которое обязательно должно быть продуктивно использовано. Предлагаемый логопедом материал является особенно важным для ребенка именно в тот момент, когда речь идет, к примеру, об автоматизации поставленного звука, либо несет функцию подготовки к предстоящему логопедическому занятию. Беседы или занятия-коррекции обеспечивают прочность знаний, хорошее запоминание и новых, и ранее пройденных на занятиях логопеда слов.
В заключение отметим, что продуманный и грамотно организованный режим дня помогает не просто с пользой занять время воспитанников. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе. И успех в этой работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии логопеда, педагогов и родителей.
©Салтыкова В. П., воспитатель группы № 8
В предыдущих статьях мы рассмотрели, что делать и на что обращать внимание родителям и педагогам, если они заметили задержку или сложность в речевом развитии ребенка; провели краткий всеобуч по тому, какие бывают речевые нарушения, а также узнали, что же это за зверь такой - «неречевые функции». Все оказалось просто – это память, внимание, различные виды ощущений. Данная статья продолжает тему работы с тяжелыми нарушениями речи и дает общее представление об основах и возможностях работы с этим в Монтессори-классе. Поэтому, надеюсь, что она будет полезна как родителям, дети которых посещают наш детский сад, так и коллегам, особенно тем, кто только вступил на ниву Монтессори-педагогики.
Основной принцип работы
Работа с Монтессори-материалом является одним из направлений развития предметной деятельности детей раннего и дошкольнего возраста. Система М. Монтессори строилась на ее опыте наблюдения за детьми, и процессе их самовоспитания и саморазвития. Основное внимание в Монтессори классе уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.), а также мелкой моторики, мышления, социально-бытовых навыков. Во время свободной работы каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Главный принцип системы Монтессори -«Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Вторая сигнальная система
Методика Монтессори – прекрасное средство для формирования и развития психических неречевых функций. Аникина Е.И. в своей статье «Особенности использования Монтессори-материала на логопедических занятиях с детьми с ТНР» структурированно описывает эти возможности.
Известно, что речь – это вторая сигнальная система. О чем она сигнализирует, и почему она - вторая? Человек в окружающем мире ищет то, что может удовлетворить какие–либо его потребности. Это могут быть потребности в еде, отдыхе и т.д. А узнает он необходимые ему предметы с помощью сигналов, воспринимаемых органами чувств. Так действует первая сигнальная система. Когда человек овладевает речью, слово становится вторичным сигналом. Само слово не пахнет, не имеет вкуса и т.п., но сигнализирует о вкусе и запахе. Поэтому речь является второй сигнальной системой. Для того, чтобы слово могло о чем-то сигнализировать, человеку необходимо иметь определенный опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Признаки предметов, их свойства должны быть выделены из окружающего мира, как-то систематизированы и осознаны, и тогда уже связаны со словом. «Развитие речи по Монтессори-методу начинается с собственной практической деятельности ребенка с объектами окружающего мира. Используются специальные материалы и специальные виды работы, которые позволяют ребенку в процессе этой деятельности выделить для себя те свойства, признаки, особенности, связи и отношения, которые являются объектом изучения. Эти материалы и эти виды работы демонстрируются ребенку педагогом в специальных «безречевых» презентациях, с минимумом слов, развивая тем самым первую сигнальную систему. М. Монтессори рекомендует педагогу: «Веди счет словам своим!». А речь становится вторичным сигналом.
Таким образом, безречевой этап является базой для формирования речевой функции». И этому способствуют определенные методы, применяемые педагогом в Монтессори классе. Рассмотрим их.
Особые методы и среда
В предыдущих статьях мы рассмотрели, какие неречевые психические функции служат базой для формирования речи. Разработанная более 100 лет назад методика М.Монтессори по прежнему актуальна для их развития. Более того, основные принципы, лежащие в созданных ею материалах используются и находят воплощение в современных игрушках и развивающих материалах для работы с детьми с ТНР.
Особенности организации Монтессори-среды, которые способствуют развитию неречевых свойств, а также развитию речи:
1. Пространственное зонирование предметно-развивающей среды по образовательным областям:
- Зона практической жизни (развитие мелкой моторики, координации движений, развитие навыков самобслуживания);
- Зона сенсорного развития (развитие и утончение сенсорных ощущений и их описание через речь);
- Зона истории, природы и культуры или зона «космоса»;
( основы знаний природоведения, истории и т.п. , развитие речи);
- Зона русского языка (подготовка к письму и чтению, развитие речи);
- Зона математики (элементарные математические представления, счет от 1 -1000, простые арифметические действия);
- Зона художественного творчества (развитие мелкой моторики, художественных способностей).
Зонирование помогает реализовать потребность в двигательной активности детей, работает на развитие пространственной ориентации, развитии аналитического мышления, навыков нахождения сходства.
2. Правила и нормы группы (работа на ковриках, личный стол, наличие табличек с именем, уборка за собой, «взял, поработал – верни на то же место», договариваемся о работе совместной, заботимся о других и другие.) позволяют создать для ребенка безопасную обстановку, возможность определить границы личного пространства, уважать границы другого и договариваться о совместной деятельности, развивая навыки социальной коммуникации.
3. Свободная деятельность по выбору ребенка (индивидуальная и в малой группе).
4. Педагогическое наблюдение и планирование индивидуальной работы (позволяет на основе наблюдений за ребенком трансформировать образовательную среду для удовлетворения потребностей детей в развитии, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, что и является нашей задачей и необходимостью при работе с ребенком с ТНР.
Сотникова Татьяна Анатольевна,
Воспитатель группы комбинированного вида №8
МОНТЕССОРИ-МЕТОД
Помоги мне это сделать самому
Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.